• А
  • А
  • А

ЛИНИИ ЖИЗНИ ЛЮБОВИ ДАНИЛОВОЙ (Музыкальный журнал, март 2017 г.)

 

Любовь Егоровна Данилова – одна из первых и любимых учениц Георгия Петровича Банникова, крепко державшего  руль художественного руководства Саратовского театра оперетты более двадцати лет, - принадлежит к когорте  тех артистов, кто стоял у истоков становления театрального коллектива, формирования его художественных принципов и творческих традиций.

 

 

 

Память Л.Е. Даниловой трепетно и нежно хранит наставления Георгия Петровича. Тогда, студентке Саратовского театрального училища, они казались такими простыми, немудреными. А сегодня по прошествии времени она понимает, сколько в этих наставлениях таилось глубокого смысла, отеческой заботы, искреннего желания вырастить из молодой поросли преданных театру мастеров своего дела.

 

 

 

Наказы учителя, как важно держать себя в форме, идти только вперед наперекор неудачам, завистливым взглядом и пересудам, как следует, оставляя за порогом сцены все личное, без остатка растворяться в образе, жить его страстями и эмоциями, сколько нужно истязать себя занятиями вокалом, пластикой, драматическим искусством, чтобы быть достойным неверно сложного жанра оперетты – именно эти наказы, вошедшие в кровь и плоть актрисы, определили ее главную линию жизни в театре.

 

 

 

Чисто внешне Любовь Егоровна производит впечатление скромного, немногословного, ушедшего в самого себя человека. Но это впечатление обманчиво. В театре знают: у Даниловой сильный характер. Как будто кто-то внутрь ее существа заложил стальной стержень, который, повелевая поведением и поступками, не позволяет с одной стороны быть слабой, внутренне опустошенной, а с другой – заставляет работать до изнеможения, до седьмого пота и получать от этого удовольствие.

 

 

 

Можно сказать, что свое место в театре Данилова выстрадала. Сегодня она – одна из репертуарных актрис. Ей подвластны все жанры музыкального театра – оперетта, мюзикл, комедия, водевиль, детская сказка. Она с удовольствием берется за любые, даже самые крошечные роли, и неизменно показывает высокий художественный результат, главными составляющими которого выступают глубокий психологизм, естественность существования в образе, искренность чувствований.

 

 

 

За более чем 40-летний срок работы в театре Л. Данилова создала целую галерею женских образов, разных по возрасту, социальному положению, характерам, но одинаково ярких, самобытных, запоминающихся. Вспомним некоторые из них, созданные в последние годы, самые, на наш взгляд, удачные и любимые самой актрисой.

 

 

 

Одной из творческих побед Л. Даниловой этого периода по праву можно считать роль Марфы в музыкальной комедии «Бабий бунт» Е. Птичкина. Спектакль в постановке режиссера В.И. Гончаренко из Санкт-Петербурга стал заметным событием в жизни театра, получил премию на областном фестивале «Золотой Арлекин».  Свою лепту в успех спектакля внесла и Л. Данилова. Ее Марфа – волевая, работящая, отчаянная, острая на язык казачка, всем сердцем и душой приняла законы новой власти, сулящие женщине равные права с мужчиной. Глотнув воздуха свободы и почувствовав прилив сил революционного энтузиазма, Марфа возмущается не столько произволом и грубостью супруга-казака Стешки, сколько заскорузлостью его ума, непониманием того, что с ним живет не тягловая лошадь, а женщина, нуждающаяся, сколько бы лет ей ни было, в мужском внимании, тепле и ласке. Широкими сочными мазками лепила актриса образ Марфы. Все в ее героине было от настоящей казачки – и жесты, и взгляды, и говор, прическа, умение ходить, носить одежду и обувь. Но не внешнее сходство с реальными прототипами было главным в образе. Доминантой сыгранного характера стал кладезь богатого внутреннего мира простой, от земли женщины, сумевшей укротить вместе со своими подругами по несчастью всех хуторских мужчин. И победа эта досталась отнюдь не благодаря поднятому бунту – массовому уходу женщин из хутора, а благодаря женскому началу, смекалке, интуиции, осознанию того, что мужчины без женщин – ничто.

 

 

 

По соседству с Марфой находится образ Секлеты Лымарихи из музыкальной комедии «Дамских дел мастер» В. Ильина. Следуя замыслу режиссера спектакля В.И. Гончаренко сыграть в яркой гротесковой манере роль этакого экспансивного бунтаря в юбке из самых глубин  украинского народа, Любовь Данилова  все-таки несколько отступила от предложенного рисунка, добавив в палитру созданного характера мягкие лирические краски.

 

 

 

Её Секлета не только гром-баба, готовая горло перегрызть любому, кто только подумает обидеть ее кровинушку – дочь-красавицу Галю, она еще и нежно любящая мать, знакомая с самыми высокими материнскими порывами души. Соединение двух противоположных начал – неистовство фурии и щемящее чувство любви матери к дочери, готовность пожертвовать собой во имя ее счастья – позволило актрисе показать сложность, неординарность характера своей героини, приблизить его к современному зрителю.

 

 

 

Одна из любимых ролей Любови Егоровны – Каролина из оперетты «Принцесса цирка» И. Кальмана. Вот он тот случай, когда материал роли дает исполнителю блеснуть мастерством, искупаться, как говориться, в роли, отдаться буйству импровизации, ошарашить зрителя каскадом острот, шуток под вечно молодую музыку И. Кальмана. И надо отметить: всякий раз, выходя на сцену в этой роли, Л. Данилова не упускает свой шанс, заставляя зрителей весь третий акт оперетты буквально задыхаться от смеха. С первого появления актриса со своим партнером-комиком А. Каленюком мгновенно овладевают вниманием зала. Молодящаяся хозяйка ресторана «Зеленый попугай», наводящая только одним зычным рыком ужас на бывшего франта и воздыхателя женских сердец, а ныне метрдотеля ресторана Пеликана – что может быть интереснее наблюдать за взаимоотношениями этих классических персонажей  оперетты. Каждая мизансцена, фраза, реплика дуэта – все отточено до совершенства. Но при этом не создается впечатление некой заученности, вымуштрованности – каждое слово, телодвижение, взгляд, жест рождаются как будто в первый раз, поражая свежестью чувств и сиюминутностью происходящего.

 

 

 

И еще одна ипостась творческого дарования актрисы – роль тети Тони из музыкальной комедии Г. Гладкова «Проснись и пой», сыгранная Л. Даниловой в мягких пастельных тонах. Но, не смотря на это, и в этом образе проступают черты характера ее прежних героинь. Такое же жизнелюбие, такая же неистовость чувств и поступков, такое же желание жить наперекор обстоятельствам, умение преодолевать трудности и преграды, заботиться о счастье близких людей и радоваться каждому прожитому дню.

 

 

 

Творческий и человеческий портрет  Л. Даниловой будет неполным, если не вспомнить еще об одной стороне ее характера. Неравнодушная, сердцем чувствующая боль других, Любовь Егоровна активно работает в региональном отделении  Союза театральных деятелей РФ, многие годы являясь заместителем председателя общественной организации. Сегодня Данилова – знаковая фигура в актерском сообществе области. Эту известность она снискала благодаря заботе о ветеранах сцены, многодетных актерских семьях, актерах, нуждающихся в дорогостоящем лечении. И еще такой штрих. Четко обозначенная  гражданская  позиция  побудила  Л. Данилову в год 70-летия Победы,  несмотря на большую загруженность в театре  самостоятельно подготовить музыкально-поэтическую композицию «Песни и стихи войны», с которой с успехом выступала перед молодежной аудиторией Саратова. Разумеется, концерты проводились на благотворительной основе. Опыты литературного творчества актриса продолжила и в этом году. Написанный ею сценарий поэтико-песенного ревю «До свидания, мальчики» был принят к постановке в родном театре.  Показы спектакля в дни празднования 71-ой годовщины Победы шли на «ура».

 

 

 

Вот он, путь, отражающий жизнь героинь актрисы, линию жизни самой Любови Даниловой.

 

Алексей Вонрог

 

 

 

Фото Тамары Минаевой
 

 

 

 

наверх