• А
  • А
  • А

ОТ СТАРИННОЙ СКАЗКИ К СОВРЕМЕННОМУ МЮЗИКЛУ (РИАСАР от 23.12.2015 г.)

 

 

От старинной сказки к современному мюзиклу

 

 

 

    Сегодня 23 декабря  в областном театре оперетты стартовали новогодние представления для детей. Специально для самых юных зрителей в этом году режиссер Ольга Брятко поставила мюзикл «В тридесятом царстве», ставший первой зимней сказкой в репертуаре театра за последние 48 сезонов.

 

 

 

Каждое из представлений будет начинать интермедия около пушистой красавицы-елки, установленной в фойе театра. После чего детей и их родителей пригласят в зрительный зал для просмотра спектакля.

 

 

 

«Я постаралась сделать сказку традиционной, рассчитанной на детей, без взрослых подтекстов, – поделилась режиссер. – Поэтому и акценты здесь классические – добро и зло, понятные детскому сознанию».

 

 

 

Стоит отметить, что решить эту задачу удалось ровно настолько, насколько материал позволил это сделать. Для постановки был выбран современный мюзикл, написанный московским композитором Егором Шашиным. В последние годы его произведения много ставятся в разных театрах – Саранске, Сыктывкаре, Чебоксарах. Да и в нашем театре оперетты с этим автором уже хорошо знакомы – в репертуаре есть его «Дюймовочка» и «Кот в сапогах».

 

 

 

Стиль музыки в новогодней премьере от оперетты довольно далек – он скорее напоминает эстраду. Песни мелодичны и легко воспринимаются на слух. Либретто тоже осовременено и близко к тому типу мультфильмов последних лет, в которых сказки и былины рассказываются современным языком, с использованием современных типажей.

 

 

 

Так, Волк, служащий Ивану-царевичу, отсылает не столько к старинной сказке и знаменитому полотну В. Васнецова, сколько к мультику. Другая в этой постановке и Баба-яга. «Старушка» в исполнении Натальи Антоновой резва и молода, но по музыке, которая ее характеризует, создается впечатление полной оправданности такого решения. Больше всех в этой сказке удивляет Василиса. Характер найден верно, в соответствии с авторским текстом. Только вот у взрослого зрителя остается вопрос: а зачем и, главное, от кого ее спасать? Дамочка, которая способна так защищаться, вряд ли нуждается в чьей-то помощи. Тем более что она и в беде-то оказывается из-за того, что кидается «спасать» Ивана-царевича. Тем более что «зло» в этой сказке оказывается настолько глупым, что оставляет заветную иглу «с Кощеевой смертью» прямо в темнице, где томится Василиса.

 

 

 

Вопрос этот, в общем-то, относится не столько к постановке, сколько к авторской концепции сказки и продолжает всю ту же тему – воспитательного момента, влияющего на наших детей с экранов и театральных подмостков. Кстати, это представление – яркий тому пример, а также возможность для родителей поговорить с детьми о социальных ролях, давно перевернутых обществом с ног на голову. Оставим, однако, в покое философию и вернемся к постановке.

 

 

 

Представление в целом получилось веселым и красочным. Очень красивы декорации. Нанесенные на сетку заснеженные елочки создают впечатление объема и воздуха, будто перед зрителем на самом деле открывается зимний лес. Избушка Лисы и стены Кощеева замка легки и подвижны, а отсутствие традиционного станка на сцене создает дополнительный объем. В оформлении кулис использованы элементы русской гжели. Очень красивы костюмы героев, хорошо работает свет и звук. В художественном плане постановщикам удалось объединить новые и старые технологии, создав целостное пространство.

 

 

 

Учитывая юный возраст зрителей, Ольга Брятко вовлекает их в процесс создания спектакля. Артисты периодически переводят действие в зрительный зал: то Иван-царевич в лучших эстрадных традициях делает проход между рядами во время исполнения своей арии, то Кощеевы слуги выносят огромные серые мячи, то Дед Мороз и Снегурочка поднимаются на сцену через зал. Можно было бы сказать, что такие «вылазки» отвлекают зрителя от основного действия, происходящего на сцене, но для детской аудитории, которой важно не утомиться за время представления, такое переключение внимания должно работать прекрасно. Да и уставать-то некогда – вместе с антрактом сказка идет чуть больше часа, плюс 25 минут интермедии в фойе.

 

 

 

Представления стартовали сегодня, и до 31 декабря артисты будут играть по два спектакля ежедневно, а со 2 по 10 января будет по три показа. По словам сотрудников театра, билетов в кассе осталось совсем немного.

 

 

 

Пожалуй, можно с уверенностью сказать, что в Саратове появился еще один режиссер, которому под силу так называемые «многослойные спектакли». Сказка действительно получилась для детей – с яркими картинками, борьбой добра и зла, красивыми и соответствующими своим ролям артистами. Детям здесь будет интересно, а думающим взрослым обязательно вспомнится пословица: «Сказка – ложь, да в ней намек». Потому что сказка эта хоть и с традиционными героями, но о современном обществе.      

 

 

 

Наталья Григорьева

 

 

 

 

наверх