• А
  • А
  • А

ТАКИХ ЛЮДЕЙ НЕ ПОБЕДИТЬ (НОВАЯ ГАЗЕТА №16 (1028) 29.04 2015 г.)

 

 

 

                                                  

 

         Военно-патриотическая тематика традиционно занимает почетное место в репертуаре Саратовского театра оперетты. Долгое время афишу театра украшали музыкальный спектакль «Денис Давыдов» А.Мдивани, оперетты «Севастопольский вальс» и «Ночные ведьмы» М.Самойлова. А в год 65-летия Великой Победы театр по инициативе директора театра заслуженного работника культуры РФ Александра Горнова приступил к осуществлению долгосрочного проекта «Молодежи о Великой Отечественной войне: прикосновение к подвигу». Актуальность и значимость проекта не подлежала сомнению. Силой ярких сценических образов, красотой мелодизма и мощной энергетикой песен о войне пробудить в сознании молодого зрителя интерес к теме Великой Отечественной войны, показать величие подвига солдат Отчизны, которые благодаря мужеству и стойкости, преданной и бескорыстной любви к Родине не только победили фашизм, но и не позволили нацизму распространиться по всей Европе и миру в целом – такую благородную цель поставил перед собой театр.

 

         В год 65-ой годовщины Победы театр познакомил молодого зрителя с опереттой «Василий Теркин» А.Новикова; к 66-летию – выпустил музыкальную комедию «Небесный тихоход» В.Соловьева-Седого; 67-й юбилей встретил музыкальным спектаклем «В бой идут одни старики» по мотивам легендарного фильма Л.Быкова; к 68-й годовщине театр подготовил музыкальный спектакль «Два бойца» Н.Богословского, основу которого составил фильм с участием М.Бернеса и Б.Андреева; в год 69-го юбилея великой даты в репертуарной афише появился театрализованный концерт «Шёл солдат», составленный по известным и любимым песням о войне советских и российских композиторов. За прошедшие годы на фоне многочисленных попыток, как со стороны некоторых политиков Запада, так и со стороны отдельных представителей либерально настроенной интеллигенции в нашей стране, принизить значение победы солдат Красной Армии над фашизмом во второй мировой войне, переписать историю, очернить нашу Победу актуальность проекта возросла, интерес публики к нему вырос. Достаточно сказать, что спектакли военной тематики, выпущенные в рамках проекта, посмотрело более 48 тысяч школьников, студентов, представителей рабочей молодежи и старшего поколения Саратова и Энгельса.

 

         К подготовке заключительного спектакля проекта, приуроченного к 70-летию Великой Победы, театр подошел с особой ответственностью. Не случайно выбор вновь пал на знаменитую  поэму А.Твардовского. По мнению директора театра А.Горнова, сегодня трудно отыскать литературный первоисточник, который бы обладал такой силой воздействия на человека  и  который бы так ярко и глубоко раскрывал тайну  русского национального характера. Однако сразу надо отметить: спектакль 2015 года – это не повторение пройденного. Если в первом спектакле проекта Василий Теркин в исполнении молодого актера Антона Кузнецова был безусым  юнцом, только начинающим понимать окружающую его жизнь и свое место в ней, то в новой постановке повзрослевший актер представляет нам уже вполне сформировавшегося человека, который много испытал и пережил на войне, но не утратил интерес к жизни, не изменил ни в чем внутренней сути.

 

         Автор либретто и постановщик спектакля Дмитрий Леонтьев, как и всех предыдущих постановок проекта, создал произведение оригинальное по форме и трогающее до глубины души по содержанию. Можно с определенностью сказать, что его музыкально – поэтическая композиция  «Дорогами войны» стала  звонким аккордом во славу величия подвига воина-освободителя Красной Армии. Главное достоинство новой работы режиссера – ее эмоциональная наполненность, берущая свое начало в музыкальной ткани спектакля. Именно  мелодика нетленных песен  военных лет то возвышенно-поэтическая, то проникновенно-щемящая в талантливом исполнении   оркестра театра  (главный дирижер Валерий Брятко) создавали неповторимую атмосферу, которая в буквальном смысле завораживала молодежную аудиторию, приводя её то в затаенное, волнующее молчание, то в бурный восторг.

 

         Спектакль Д.Леонтьева густо населен – в нем участвует вся труппа театра: солисты, артисты балета, хора. И это еще одно из достоинств спектакля. Массовых  сцен в спектакле много.  И все они поставлены  с немалой долей изобретательности, отличаясь  скульптурной рельефностью и точной прорисовкой характера каждого персонажа.  Это придавало  сценическому действию,  с одной стороны, масштабность, некий эпический  размах, а с другой,  тщательная детализация характеров героев помогала зрителям создавать собирательный образ народного Защитника Отечества,  Победителя, передавшего нам в наследство звезду Победы.

 

         Живым воплощением зрительских  представлений о народном героизме в годы войны в спектакле является, конечно же, образ Василия Теркина. С полным основанием можно  сказать, что эта роль стала очередной творческой победой А. Кузнецова. Создается впечатление, что исполнитель буквально растворился в образе своего героя – настолько тонко, точно, психологически наполнено передает актер внутреннюю суть героя словом, мимикой, жестом, состоянием собственного внутреннего мира.

 

         Поскольку сюжетную линию спектакля составляет не литературная основа поэмы А.Твардовского, а музыкальные произведения о войне, начиная от «Священной войны» и заканчивая «Днем Победы», на герое Антона Кузнецова – балагуре и весельчаке с его бьющим через край оптимизмом, безграничной верой в скорую победу над врагом – лежала особая миссия: соединить разные по характеру и настроению эпизоды спектакля в единое целое. И надо признать, с этой задачей актер справился блестяще. Музыкально-поэтическая композиция не воспринимается как набор концертных номеров. Практически не покидая сцену в течение полутора часов (именно столько длится спектакль), переходя из эпизода в эпизод, герой А.Кузнецова становится смысловым и эмоциональным центром спектакля, соединяя в неразрывную драматургическую нить выступления артистов хора (главный хормейстер – Владимир Терещенко), сольные номера певцов (заслуженные артисты РФ Анатолий Горевой, Александр Фатеев, Равиль Улямаев, Николай Сухоручкин, Вера Самойлова, лауреаты Международных конкурсов Артур Мухаметдинов, Михаил Крещиков, Даниил Вильперт, Анфиса Макарова, Татьяна Савинова, Оксана Колчина и др.), танцевальные миниатюры артистов балета (главный балетмейстер Владимир Ломакин).

 

         Союзником постановщика в спектакле  выступает сценограф  Юлия Алисова. Сценический образ, созданный фантазией художника, строг, почти аскетичен, но вполне достаточен, чтобы передать атмосферу военного лихолетья. Пригорок, израненный разрывами бомб, маскировочные сетки, имитирующие солдатскую землянку, несколько ящиков с боеприпасами,  два противотанковых «ежа», которые являются как бы продолжением насыщенного военной символикой суперзанавеса,  и голубая ширь русской реки  на заднике сцены, символизирующей  мощь и силу русского характера,  – вот скромный набор элементов сценографии, помогающий зрителям почувствовать суровое дыхание войны и одновременно проникнуться верой в скорую победу героев спектакля над врагом.

 

         Первые показы спектакля, начатые 18 апреля 2015 года, прошли при переполненных залах. Они убедили коллектив театра, что проект «Молодежи о Великой Отечественной войне: прикосновение к подвигу» не должен заканчиваться в год 70-летия Победы. Проект должен жить. Это принципиальная позиция Саратовского театра оперетты.

 

Наталья Абрамова

 

 Фото – Тамары Минаевой

наверх