• А
  • А
  • А

ТЫ УВИДИШЬ ХРАБРОГО ПРИНЦА… (Электронное издание САРЫТАУН.АРТ от 5 ноября 2017 г)

 «Не знаю, сколько пройдет лет, только в Каперне расцветет сказка, памятная надолго. Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет алый парус… Ты увидишь храброго, красивого принца…»

   Господи, сколько ж поколений девочек, глупых, наивных, чистых, попали под обаяние лукавой сказки Грина.

   И прожили в бесплодном ожидании всю жизнь. Сильному полу легче: надо только высмотреть подходящую девушку (чтобы одновременно странную и прекрасную). Закупить две тысячи метров алого шелка, нашить из него паруса на трехмачтовый галиот и – на всех парусах в устье Лилианы. Всё, Ассоль сама прибежит к вам по морским волнам!..

   Это, конечно, шутка. Но разве не творят из года в год рукотворное чудо устроители праздника выпускников в Петербурге? Ночь на Неве под алыми парусами гриновского «Секрета» (пусть и загримированного под него шведского брига) – радость и счастье на всю жизнь. Даже мы, у телевизора, ждем с нетерпением, когда закончится бесконечная дискотека на Дворцовой, и сейчас, сейчас…

   Саратовская оперетта вместе с московским постановщиком Антоном Лободаевым обратилась к вечному сюжету. Мюзикл «Алые паруса» уже семь лет с успехом гуляет по стране. Музыку к нему, мгновенно ставшую хитом, написал известный композитор Максим Дунаевский, либретто – хороший драматург-сказочник Михаил Бартенев + хороший детский поэт Андрей Усачев. Балетмейстер спектакля – Александр Сапрунов из Рязани. Режиссер – ученик самого Романа Виктюка – ставил полтора года назад «Алые паруса» в Ивановском театре. И вот постановка для саратовских зрителей.

   Театр оперетты, хоть и считается саратовским, располагается в заволжском Энгельсе и, увы, не имеет ни художественного руководителя, ни главного режиссера. Так что эта постановка в рамках федерального проекта «Поддержка творческой деятельности театров малых городов» – серьезное подспорье для маленького театра с сильным составом.

   Грин писал свою феерию в голодном военном Петербурге, заканчивал после гражданской войны, оговорившись, что, любя красный цвет, «исключает … его политическое значение». «Цвет вина, роз, зари, рубина, здоровых губ, крови и маленьких мандаринов, кожица которых так обольстительно пахнет острым летучим маслом», – вот алый цвет Грина. Цвет счастливой любви, радости, ликования, как он говорил. Весь спектакль вместе с белокурой Ассоль Юлии Боборыко мы ждем эту радость. Она нам всем очень нужна.

   А пока на сцене – серое царство, где уныло все, даже маяки, на фоне живой, постоянно меняющейся морской картины (превосходная видеографика Олега Белицкого). Волны вот-вот смоют без следа эту маленькую деревушку с ее злыми, мстительными жителями .Те хорошо помнят, что бывший моряк Лонгрен (Владимир Бекетов) не спас тонущего хозяина таверны Меннерса, и напрочь забыли, что Меннерс нагло приставал к Мэри – погибшей жене Лонгрена и отказался помочь ей в крайней нужде. Серый цвет тут вполне оправдан, костюмы же кордебалета (Море, Ветер) по контрасту сочны и броски (талантливая художница Елена Немчанинова), оттеняя унылый мирок Каперны.

   В программке написано, что Ассоль «каждый вечер зажигает маяк». Этого, увы, мы не видим, даже крошечный мигающий огонек не теплится в безжизненном маяке. Все вспыхнет, загорится, закрутится в нем, но потом. И метания девушки по сцене не выглядят ожиданием чуда. Спасаясь от озлобленной толпы сверстников, она напоминает, скорей, пробежки «чучела» из знаменитого фильма Ролана Быкова. Может, актриса просто слишком красива, гламурна для этой роли? Маленькая неправильность черт, чересчур большие глаза или очень маленький рост… убедили бы нас куда больше в ее инакости…

   Авторы либретто внесли дыхание нашего времени в сюжет: самоубийство, драки, вольготно расхаживающие жрицы любви, быстро мелькнувший нож, запойный Лонгрен в полицейском участке. Исчезает та романтика Грина, что роднила его со Стивенсоном – хлещущие ром веселые морские волки и их смешливые подруги. Все обозначено жестко: пропойцу-отца ждет тюрьма, возможно, виселица. Мне жаль старину Лонгрена: за что здесь досталось моряку, который так безоглядно любил дочь, что бросил любимый корабль, занялся совсем другим делом, и делал его отлично (мастерил замечательные кораблики), еще и поддерживал в ней мечту о принце…

   Зато история, показанная со сцены, динамичней и конфликтней, чем в книге. Мюзикл, одним словом, и все здесь стремительно – танцы, стильно поставленные и исполненные (в лоскутных развевающихся одеждах девушки действительно напоминают волны, гонимые ветром). И ритмы песен, и внезапная любовь Меннерса-сына к девушке, которую он в детстве вместе со всеми побивал камнями. Любовный треугольник дает ей возможность выбора между вполне земным, искренне любящим ее Меннерсом, и прекрасным, но таким еще призрачным Принцем.

   Это большая удача артиста Романа Каляева, который не только выразительно пропел свою партию – прожил ее, глубоко прочувствовал. Особенно – в своей коронной песне, где заклинает девушку звать его хоть Греем, если она того хочет. Его антипод – красавец капитан Грей (Артур Мухаметдинов). Вид мужественный, он открыт и искренен. Но финальной сцене – Встрече двоих – не хватает убедительности. Тихого ликования, как у Грина. Дело не в дешевых эффектах и сантиментах. Очень просто об этом в книге: «Ассоль зажмурилась; затем, быстро открыв глаза, смело улыбнулась его сияющему лицу…

– Совершенно такой.

– И ты тоже, дитя мое!»

   В спектакле много удачных ролей – чудаковатый сказочник Эгель, наблюдающий с довольной улыбкой за «делом рук своих» (Николай Сухоручкин), упивающийся своей властью над женщинами хозяин таверны (Алексей Хрусталев), мадам Елены Комиссаровой, у которой, очевидно, есть своя история – уж очень добра она к сиротке. Мадам своей колоритностью перекрывает даже образы двух по-своему самоотверженных матерей (Оксана Колчина и Наталья Антонова).

   Мелодичные и напевные песни эмоциональны, точны, узнаваемы: призывная – Ассоль «Я построю маяк до неба», решительная – Грея «Форма белая отутюжена», отчаянная – Меннерса «Ты не такая, как все». Их хочется слушать и слушать...

   Да, нам, старым книжникам, всегда трудно примириться, когда вольно обращаются с классикой. Но Грин есть тут? – Есть. Любовь? – Еще какая. Алые паруса? О да, в финале они очень эффектно, в три ряда, как будто на трех мачтах галиота, спущены с колосников. Спектакль будет иметь успех у юных зрителей.

…Хочешь, чтобы твоя мечта сбылась? Не жди ее в призрачном будущем. Сам бери иголку, нитки, кусок ткани – шей свои паруса сейчас. Сегодня. Этому учит зрителя история о несуществующей стране, написанная почти сто лет назад. Грин, он таким моралистом был!..

Ирина Крайнова

Оригинал статьи по ссылке: https://irin-krainov1.livejournal.com/268465.html

наверх