• А
  • А
  • А

Вот и всё: утонули дельфины (Саратовская областная газета от 9 ноября 2017 г., №166)

 

    Мюзикл Максима Дунаевского «Алые паруса» стал первой премьерой юбилейного 50-го сезона в Саратовском театре оперетты.

 

   Театр долго шел к постановке «Алых парусов», вел переговоры с автором. Только федеральный проект «Поддержка творческой деятельности муниципальных театров малых городов», в котором участвует Саратовская область, позволил приобрести право на постановку. Кстати, в рамках этого проекта уже представлены публике и будут создаваться еще спектакли в театрах Балашова, Вольска и Балакова. «Алые паруса» в Энгельсе – это воплощение мечты, музыкальная история никого не может оставить равнодушным. Большинство из нас понаслышке знают фабулу сюжета, может быть, видели фильм Александра Птушко 1961 года с Анастасией Вертинской в роли Ассоль и Василием Лановым в роли капитана Грея, но саму повесть-феерию Александра Грина вряд ли читали. Это суровая проза, с классовым оскалом, все так писали в 1922 году.

 

   Романтика южных морей

 

   Авторы мюзикла, конечно, сделали ставку на романтизм: нет привязки к географии, эпохе, реальности – все условно. Это облегчает задачу постановщикам, чем воспользовались создатели спектакля: режиссер из Москвы Антон Лободаев; дирижер, заслуженный артист РФ Александр Жигайло; балетмейстер из Рязани Александр Сапрунов; художник Елена Немчанинова. Погрузившись с первых минут в гущу и перипетии жизни рыбачьего поселка, зрители становятся свидетелями трагедии – гибели Мэри (Ольга Колчина), жены пропавшего в море рыбака Лонгрена (Владимир Бекетов), оставившей грудную дочку. Мы понимаем, что это самоубийство, до которого отчаявшуюся бедную женщину довели равнодушные люди и главный богач Меннерс (заслуженный артист РФ Алексей Хрусталев).

 

   А дальше как положено: все-таки спасшийся Лонгрен страшно мстит Меннерсу за жену – не пытается его спасти, когда лодку богача уносит в открытое море. Между тем, подросшая Ассоль (Юлия Боборыко) грезит о счастье, капитане в белом кителе и фрегате с алыми парусами.

 

   На пути девушки к мечте встречаются разные персонажи. Сын Меннерса (Роман Каляев) влюбляется в дикарку; для его матери (Наталья Антонова) Ассоль стала исчадием ада, так как она – дочь убийцы ее мужа; для Мадам – бандерши местного борделя (Елена Комиссарова) – милой несчастной девчонкой, в которой она узнает себя и хочет помочь. Апофеозом становит-ся появление Грея (Артур Мухаметдинов) в белом капитан-ском кителе и алых парусов, которые в финале заполняют все пространство сцены.

 

Нет легких путей

 

   Странно, но финал не обнадеживает. У самого Грина повесть заканчивается не свадебным пиром: Ассоль и Грей отправляются на паруснике в плаванье. А море – стихия, всякое может случиться. Вот и в спектакле нет этой успокоенности, и вообще постановка учит тому, что жизнь есть сопротивление, постоянные испытания, и никому не уготовано легких путей.

 

   Идея эта озвучена в многочисленных ариях, которые исполняют герои.

 

К счастью, мюзикл не превратился в набор концертных номеров. Такое опасение было.

 

   Композитор Дунаевский много написал для эстрады, все его шлягеры узнаются с первой ноты. Но «Алые паруса» – любимое детище, и режиссер Антон Лободаев тонко сработал. Актеры ушли от вокального самовыражения, сделав акцент на драматической игре.

 

   Это производит ошеломляющее впечатление. Не случайно один из профи, художественный руководитель Балашовского драмтеатра Владимир Попов на обсуждении спектакля предложил Елене Комиссаровой перейти на драматическую сцену.

 

   Московский критик Ольга Кораблина, участвующая в федеральном проекте по линии Союза театральных деятелей и видевшая не менее десяти разных постановок «Алых парусов», отметила точное попадание в образ Романа Каляева, сыгравшего Меннерса-сына и тем самым поставившего зрителей в неудобное положение: отрицательный герой им понравился больше всех. Хотя надо отдать должное и Артуру Мухаметдинову. Ария Грея из второго акта «Вот и всё: утонули дельфины» полна отчаянья и вызывает сочувствие.

 

    Впереди гастроли 

В целом спектакль удачный. Может быть, чуть-чуть в нем больше от оперетты, чем от мюзикла, в манере артистов держаться на сцене. Мне лично не хватило ощущения морской стихии, ветра. Ведь существует же нехитрое сценическое оборудование, которое в нужный момент погонит струю воздуха, разметает шарфики и паруса.

 

    Внешняя статика тормозит и темп действия, заданный музыкой. Это несоответствие, на мой взгляд, смазывает финал, когда символичные алые паруса появляются на сцене с какой-то траурной неспешностью и замирают при полном штиле. Кажется, это можно доработать.

 

    На уже упомянутом обсуждении спектакля после его общественной сдачи – традиции, возобновленной в театре, – мнение о постановке высказали и коллеги, и критики, и зрители. Министр культуры области Татьяна Гаранина смотрела спектакль и участвовала в разговоре.

 

– «Алые паруса» – вечный символ любви и самоотверженности. Спектакль с удовольствием и несомненной пользой для себя посмотрят подростки, их родители, молодежь. Есть что обсудить, над чем подумать. Я поздравляю театр с такой яркой работой. Очень надеюсь, что нам удастся организовать показ этого спектакля в других городах области, чтобы как можно больше жителей его увидели, как и все спектакли, которые создаются в рамках федерального  проекта, – подчеркнула министр.

 

   Попутного ветра, «Алые паруса»!

 

 

Владимир Акишин

 

 

 

Оригинал статьи по ссылке: https://www.docme.ru/doc/1978874

 

наверх