• А
  • А
  • А

Премьера мюзикла по повести «А зори здесь тихие» (САРЫТАУН.АРТ от 9.05.2018 г.)

ЧТО, ВЗЯЛИ?!..

 

В Саратовской оперетте поставили драматический мюзикл по мотивам повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие».Прошли те времена, когда мюзикл, новый тогда для нас жанр, лишь развлекал и интриговал публику. Теперь и наши композиторы их пишут, создавая при этом произведения глубокие и серьезные. Такова работа сибирского композитора Андрея Кротова по культовому произведению о войне (либретто Нонны Кротовой). Написана к 55-летию Победы, шла только в Новосибирске, и вот состоялась премьера в другом российском городе - на Волге.Композитор сумел придать яркую эмоциональную окраску и индивидуализировать музыкальную тему каждой из пяти девушек-зенитчиц, погибших в схватке с диверсантами. Здесь запоминающиеся, с явными народными мотивами, песни героинь, выразительные дуэты, вокальные партии.Выделяется полушутливый дуэт Васкова и Полины «Уйди, Полина, не тревожь мою печаль». Совсем другие нотки - нежности и грусти по так и не родившейся любви - звучат в дуэте старшины и Лизы Бричкиной (очень красивые голоса у Артура Мухаметдинова и Ирины Лесных). Полна стремительно нарастающей тревоги песня «Беда» Риты Осяниной, первой увидевшей немецкий десант. «Скорее сюда...» начинает солистка, хор подхватывает, тема ширится, крепнет. Исполнительница роли Риты - еще и постановщик спектакля, лауреат Международного конкурса Ольга Склярова (дирижер-постановщик Валерий Брятко). Вокал выразительный везде, и массовые сцены очень цельные. Пожалуй, только немцы показаны излишне «бытово». Видела спектакль, где вообще обошлись без них. Черные вековые сосны, болотный туман, полумрак, тишина - вот и все средства, создававшие нужное настроение. Ведь сама музыка, в увертюре и по ходу действия, дает ощущение близкой опасности.Декорации предельно минимизированы (художник Марина Матус). Темные полотна со светлыми перекрестьями маскировки (зенитного огня ?) на разъезде, а в лесу - светлые полотнища с темными силуэтами деревьев («гаснут полосы в закатном мраке хвой»).С краю, на столбе - уличное радио. «Прокричали репродукторы беду» - затянули пояса, надели солдатские сапоги, большие, не по росту, гимнастерки и галифе вчерашние школьницы, а теперь зенитчицы под началом старшины Васкова. Внешне спокойная, сильная Рита Осянина, умненькая, терпеливая Соня Гурвич (Ольга Бекетова), еще совсем подросток Галина Четвертак (Екатерина Умришева)... Ее тема получилась наименее выразительной, поскольку ушла история ее детского хвастовства, паники в первом бою, заботы командира, который делает из нее солдата.Иные оттенки получил образ невозможной красавицы Жени Комельковой. Артистка Юлия Боборыко - высокая, статная, с роскошными белокурыми волосами, достойно ведет вокальную партию. Но... рисует портрет этакой фронтовой кокетки, лихой в бою. А Женьке не нужно «строить глазки», чтобы мужчины падали к ее ногам. Сам Васков не избежал ее чар. «Глянул: сквозь рыжее пламя зеленый глаз проглядывает. Неимоверной силы глаз, как стопятидесятидвухмиллиметровая пушка-гаубица.- Женатый, боец Комелькова.Соврал, само собой». Она из того прекрасного довоенного племени, что «скакало на лошадях, стреляло в тире, сидело с отцом в засаде на кабанов, гоняло на отцовском мотоцикле по военному городку» /Борис Васильев/. Амазонка, но никак не кокетка.Саратовская оперетта последовательно проводит военную тему. Был лирично-веселый «Василий Теркин» с чудным Антоном Кузнецовым в главной роли. Были больше похожие на «киноконцерты» «Два бойца» и «Небесный тихоход» по известным фильмам. Правда, в последнюю постановщик попытался эпизоды из истории женских авиаполков...И вот - серьезный спектакль на тему самой большой войны, о горечи потери молодых, полных сил и желания жить, об исторической памяти. Трагический момент ухода каждой из героинь обозначается подъемом одного из пяти полотнищ декорации. Волнующий финал (не отличается театральной новизной, но действует сильно), где погибшие выходят в белых нательных рубахах, с горящими свечами. Васков выводит маленького сына Риты...Сейчас классика подвергается таким переделкам, что уже никого не удивляет. Авторы мюзикла довольно аккуратно с ней обошлись, добавив от себя только сцены с деревенскими женщинами, те комично оттеняют юных, ладных зенитчиц. Из фразы писателя про «беспутную» Полину Егорову, которая все «хохочет» и «вывалила на плетень прелести, точно булки из печи», родился крутой, заводной, истинно народный характер (Наталья Антонова). Правда, жительницы разъезда везде, их многовато для этой истории, где больше непослушания девчонок, пикирования с неловким, даже несуразным старшиной, который в лесу становится и «суразным», и ловким, опытным и умным бойцом и командиром. Зато очень к месту лиричные балетные номера (балетмейстер Борис Трушин). Кружащий головы хмелем первой любви вальс и - танец с солдатом в гимнастерке, словно последний в жизни каждой из девчонок.В повести была кульминация, которая мощным катарсисом проходила по всем поколениям читателей книги, по многомиллионным зрителям фильма Ростоцкого, по любимовской версии на Таганке, была в опере Молчанова, сохранилась даже в китайском варианте - 19-серийном фильме. Когда Васков, потерявший всех своих девчонок, близкий к обмороку от тяжелого ранения, с пустой гранатой и единственным патроном в нагане, врывается в расположение немцев с криком «Лягайте!» и, безоружный, берет всех в плен. Его образ вырастал до былинного героя.«Что, взяли?.. Взяли, да?.. Пять девчат, пять девочек было всего, всего пятеро!.. А не прошли вы, никуда не прошли и сдохнете здесь, все сдохнете!..» Эти слова давно стали крылатыми, как и другие, сказанные однажды и навсегда: «За Волгой для нас земли нет». Самый сильный момент у Васильева.В спектакле, когда после гибели только свечи и белые одежды, не очень понятно, как же выжил, как справился в лесной глухомани, среди топких болот, с добрым десятком фрицев старшина Васков. Уходит тема Возмездия. Но это уже вопросы к авторам мюзикла. И без кульминации в финале Мухаметдинов создает убедительный образ мужественного командира (ему бы красавца Лужина играть, который здесь почему-то «разжалован» из полковников в капитаны!), и все артистки - запоминающиеся образы девушек героического, уходящего сейчас на наших глазах поколения.«Нет, это горят не хаты - то юность моя в огне... идут по войне девчата, похожие на парней», - писала поэт-фронтовик Юлия Друнина.В памяти нашей идут, в бессмертной повести Васильева идут, в новом спектакле Саратовской оперетты идут. Теперь мы точно знаем: мюзикл - это не только весело, здесь умеет серьезно говорить на важные темы.
 
Ирина Крайнова // САРЫТАУН.АРТ 9.05.2018https://irin-krainov1.livejournal.com/308498.html

наверх