• А
  • А
  • А

САРАТОВСКАЯ ОПЕРЕТТА.Гала-концерт в честь юбилея: оперетта, мюзикл (САРЫТАУН.АРТ от 6 ноября 2018 года )

Снова туда, где море огней...Светит прожектор,Фанфары звенят,Публика ждет,Будь смелей, акробат...Первой строчкой арии мистера Икса  назван гала-концерт в честь 50-летия Саратовского театра оперетты.Она почему-то не прозвучала, хотя  должна  была открывать праздник.Зато мы услышали бессмертную музыку  Исаака Дунаевского к фильму «Дети капитана Грандта» в исполнении  театрального оркестра. Балет театра лирично  станцевал «Лунный вальс». И пошло, покатилось действо праздничное, эффектное...Оперетта в Энгельсе  открылась 1 августа 1968 года спектаклем "Будем знакомы, дорогие земляки!". Основали  ее  Е.Нейман (  директор), главный режиссер Г.Келлер, главный дирижер В. Дубачак, главный балетмейстер В.Никитин, главный художник А.Суриков. Правда, оперетточные труппы выступали в Саратове с середины  19 века. Одна  такая находилась в здании будущего тюза на Вольской  во время войны. Но Юрий Киселев сумел убедить власти, что детский театр нужнее, чем «легкий жанр».Здание передали  тюзу.В  городе моего детства  не было   театра для детей  с такой славной историей, зато  гремел театр музкомедии с Мишей Водяным. И когда я переехала в Саратов и увидела  неудачную местную постановку с примитивными декорациями... в оперетту я долго потом  не ходила.Но  однажды  пригласила  солистка Верочка Самойлова. Кажется, это был Легар. Это был уже  совсем другой театр ,с сильным вокальным и драматическим составом, хорошими костюмами, художественным решением.И стала я поклонницей Саратовской оперетты, по иронии судьбы ( но  к радости покровчан) обосновавшейся в Энгельсе.  Я узнала, что  с  1980 коллектив возглавляет  известный актер,  талантливый организатор Георгий Банников, что с ним ставит спектакли  его жена ,актриса драмы Римма Белякова, что  они ведут музыкальное отделение актерского курса и «куют» кадры для своего театра.   За  полвека в оперетте поставлено более 140 спектаклей , половина  из  них  -детские ,  сделано более 100 концертных программ.Гастролировали    в Москве, Волгограде, Калуге, Мурманске, Новгороде, Пензе, Пскове,  Рязани, Севастополе,  Тамбове, Туле,  Череповце.Наконец, недавно в театре появился художественный руководитель -  Александр Прасолов,   ученик великого музыкального режиссера Бориса Покровского.  Думаю,  теперь   спектакли невысокого качества, которыми порой  грешил прежний директор, из репертуара постепенно  уйдут.  Здесь поставлены все шедевры венской классической оперетты. Многие  вещи шли «первой сценой»  страны. Удивительно изобретательно  решены «Ханума» и «Труффальдино», романично   - «Бременские музыканты», динамично  - «Маугли».С 2017 года  по федеральному проекту «Театры малых городов»,  поставлено три мюзикла и одна оперетта, мы их видели  («Алые паруса»,«Вечера на хуторе близ Диканьки» ,«Дубровский» «Фиалка Монмартра»). Театр прекрасных голосов, высокой вокальной культуры (все -выпускники вокального  отделения    консерватории или  музыкально-драматического  отделения театрального института), актерских талантов .  Здесь каждый вечер выходят  на сцену  обладающие превосходными данными  заслуженные артисты Анатолий Горевой, Вера Самойлова,Лариса Комиссарова,Равиль Улямаев, Николай Сухоручкин, Александр Фатеев, Алексей Хрусталев,актеры Оксана Колчина,Михаил Крещиков, Наталья Антонова, и  многие другие В праздничный вечер, после вручения всех грамот и благодарностей (вручали  аж два дня!)  солисты и музыканты, танцовщики и хористы показали, на что  они способны.Первое отделение  целиком посвятили  оперетте. Звучали нестареющие мелодии  из «Графа Люксембурга», «Цыганской любви» и «Веселой вдовы» Легара; «Летучей мыши» , «Короля вальса»  и «Цыганского барона» Штрауса; «Сильвы», «Марицы» и «Цыгана-премьера» Кальмана. Так что «цыганщины» в ее песенно-танцевальном варианте, страстей и любовей  нам хватило. А еще Даниил Вильперт с друзьями-гусарами мощно исполнил Песню Никиты  из «Холопки» Стрельникова (это где «лунная ночка, да серый конь лихой»).Песенку  Бони показал Алексей Хрусталев,и хотя  по его признанию, он делает  это уже 30  лет,  по-прежнему  был хорош.Постоянно мешали солистам два типа, которые буквально крутились  под ногами и  не давали  спокойно уйти со сцены,выпрашивая у них... стулья. Один , повыше ростом,  весьма аристократично носит шарф и штиблеты  без носков. Другой  пониже и пожиже, все время ныл и  хныкал сквозь пенсне. Поскольку появление первого на сцене было обставлено   томными танцами с роковыми красавицами и песней про «такой  одинокий парус»,  мы без труда узнали и  Осю, и Кису.Они связывали ниточкой поисков концертные номера и  веселили публику цитатами из Ильфа и Петрова.Второе отделение резко сменило темп, ритм, силу звучания. На сцене - его величество мюзикл! Много исполняли из «Чикаго» Кандера. Азартно спели песенку из моего  любимого «Целуй меня,Кэт!» ( шел в Одесской музкомедии   с незапамятных времен), озорно прозвучала «Кукарача» Ларисы Комиссаровой и роскошно  - дуэт Колчиной и Крещикова из «Призрака оперы». Настоящей вершиной вечера стал отрывок  из культовой рок-оперы , где сильно подана  ария Магдалины ( Ольга Склярова), Иуды ( Владимир Бекетов) и -  поистине прожита целая жизнь   в арии Христа (Артур Мухаметдинов). Тронула Песня старого актера  в исполнении Николая Сухоручкина, который вообще-то был солист балета, но по совету Георгия Петровича начал играть, и просто  незаменим теперь  в  комических ролях.Красиво танцевал балет, нарядны и  пышны  были костюмы героев, впечатлил финал, где на сцене - все , и все поют   эмоциональную  песенку  из  «Дубровского» («Кто  придумал  любовь   в этом мире безумном?»). А потом ведущие назвали всех, каждого сотрудника театра, вплоть  до машиниста стирки театральных костюмов, награжденного ,кстати, в начале вечера.  И дважды в этот вечер вспомнили тех, кого уже нет с ними, но кто создавал лицо  оперетты.Дирижировал концертом Валерий Брятко.Хорошо, что  появился  настоящий худрук. И создал  это   стройное действо.И  даже правильно, что  не спели  из Икса - «туда, где море огней ...снова с тоскою моей». Непразднично  как-то, с тоскою-то.                                                                                                                                                                            Ирина Крайнова

ОПУБЛИКОВАНО в   интернет-издании САРЫТАУН.АРТ от   6 ноября 2018 года 

наверх