Секрет легкого жанра
Несколько лет назад гусарский водевиль «Подлинная история поручика Ржевского» Владимира Баскина с успехом обошел подмостки многих музыкальных театров России и ближнего зарубежья. Казалось бы, со временем интерес к произведению должен был иссякнуть. Но этого, к счастью, не произошло. Саратовский театр оперетты, обратившись к новому варианту либретто (О.Солод, А.Максимков, стихи И.Бедных) и музыки, увидел в работе композитора, носящей скромное жанровое определение – водевиль, то, что сулит ей долгую сценическую жизнь. Извечная тема борьбы добра и зла, персонифицированная в поручике Ржевском (А.Мухаметдинов) и его сопернике и завистнике корнете Оболенском (Д.Вильперт) трактуется режиссером В.Шибаровым как бескомпромиссное противостояние двух нравственных начал, которое заканчивается осознанием главными героями и вместе с ними зрителями, насколько опасна агрессия зла, что рано или поздно человеку придется отвечать за все содеянные грехи.
Работа над спектаклем продолжалась долго. Материал давался с трудом. Легкий жанр водевиля оказался не таким простым, как могло показаться на первый взгляд. Он никак не хотел открывать постановочной группе свои тайны. Как найти золотую середину, чтобы не впасть, с одной стороны, в морализаторство и назидательный тон, а с другой – не скатиться к примитивизму, акцентированию внимания зрителей на скабрезности, увы, встречающиеся в тексте либретто.
С большой уверенностью можно сказать, что режиссер спектакля избежал и первой, и второй опасности, успешно обошел подводные рифы жанра. Спектакль получился легким, веселым, жизнерадостным и удивительно светлым.
Свет, чистоту в спектакль привносит декорационное убранство сцены, выполненное художником-постановщиком Ю.Алисовой. Превалирующая гамма цветов в оформлении спектакля бело-зеленая. Белые стволы берез с копной свисающих вниз ветвей. Белого цвета барский дом Ржевских. Белый флигелек. Белые колонны в саду. Белые качели. Белая скамья. И зеленый половик во всю ширь сцены, имитирующий зеленую лужайку усадьбы. Все дышит спокойствием и умиротворенностью. Именно на фоне этой пасторальной картинки, символизирующей чистоту помыслов главного героя, корнет Оболенский, называющий себя другом Ржевского, начинает плести черную сеть интриг, заманивая в них поручика, которого он страшно ненавидит, и которому он страшно завидует. Козням Оболенского нет конца. Но жанр водевиля существует по своим законам. В финале Ржевский прозревает, понимая, что рядом с ним не друг, а человек с черной душой, готовый совершить любую подлость просто так, ради удовлетворения собственных амбиций. Вот здесь неожиданно для всех белые колонны разворачиваются к зрительному залу обратной стороной, и мы видим, что она испещрена осколками металла, ржавыми трубами, шестеренками. Так зримо Ю.Алисова с помощью элементов художественного стиля стимпанк раскрывает внутренний мир Оболенского, больного ржавчиной души. Дополняют задуманное режиссером и сценографом костюмы М.Матус, также наполненные деталями этого стиля.
Спектакль богат актерскими работами. Филигранное мастерство демонстрируют заслуженный артист РФ Н.Сухоручкин и Н.Антонова, заслуженные артисты РФ А.Фатеев и Л.Комиссарова в роли супругов Паниных. Гротесковую роль приват-доцента Петербургского университета Соколова мастерски ведет лауреат международного конкурса М.Крещиков. Каждый эпизод с его участием вызывает смех и одобрение зрительного зала. Темпераментна, наделена природной смекалкой служанка Глафира в доме Ржевских в исполнении Н.Карамышевой и Е.Комиссаровой, точно уловивших, как и М.Крещиков, стиль жанра спектакля. О.Бекетова в роли Татьяны, дочери супругов Паниных – достойная преемница своей матери, такая же шалунья, мечтающая иметь и мужа, и любовника. Умным, благородным человеком предстает перед нами граф Базаров в исполнении заслуженных артистов РФ А.Горевого и Р.Улямаева. Мать Ржевского в исполнении заслуженной артистки РФ В.Самойловой подкупает простотой и искренностью. Другая исполнительница роли Л.Данилова привлекает внимание жизненной хваткой и природной смекалкой. Уж кто-кто, а она не упустит случая, станет графиней Базаровой. Исполнители главных ролей А.Мухаметдинов, Д.Вильперт, Ю.Боборыко и И.Лесных (возлюбленная Ржевского Натали) работают в спектакле с полной отдачей сил, покоряя зрительный зал искренностью и свежестью чувств.
Бурные аплодисменты зрителей после премьеры показали, что жанр водевиля открыл театру свои секреты.
Алексей Вонрог
Фото Тамары Минаевой