ДЕВУШКА-ФИАЛКА
Она мала ростом, у нее большие темные глаза и очень красивый голос. Я люблю ее и в опере, и в оперетте.
Только одной саратовской актрисе удается выступать сразу в двух музыкальных театрах и - с одинаковым успехом. К прекрасным вокальным данным, большому драматическому таланту она обладает поразительной работоспособностью.
Наверное, любители оперетты догадались, что эта «птичка-невеличка»- лауреат международных конкурсов, солистка театра Оксана Колчина. Хорошо, что новый худрук Александр Прасолов увидел в ней легендарную кальмановскую цветочницу, с именем, подобным цветку.
Эту роль поют в Саратовской оперетте и другие вокалистки. А я увидела «Фиалку Монмартра» с Виолеттой – Колчиной. Колоратура выводила ее на чудные трели, а я с удивлением читала изящную программку, где артистка исполняет вторым составом еще и роль роскошной Нинон, подруги бедного художника, любовницы престарелого министра. Что ж, Оксана и это может, сценического обаяния и голоса ей не занимать.
На просмотре в роли Нинон блистала женской красотой в самом ее расцвете и пышными туалетами (художник Наталья Горшкова) лауреат международного конкурса Ольга Склярова. Симпатичный образ мадам Арно создала лауреат международного конкурса Елена Комиссарова. Не привычное комикование, а ирония. Ее мадам элегантна и с виду неприступна, но добра и сочувственна.
Троица одаренных молодых людей, штурмующих Париж в живописи, в музыке и в поэзии, тоже включает двух лауреатов международных конкурсов. Михаил Крещиков играет роль композитора Марселя. Артур Мухаметдинов - художника Рауля. В роли поэта Анри - хороший вокалист и артист Роман Каляев. Режиссер так решил их мизансцены, что они не только поют трио, но и держатся вместе, и танцы у них тоже на троих . А что может быть ближе к музыке, чем живопись и поэзия?
Рауль проживает целую сценическую жизнь, и делает это убедительно: от безмятежной голодной молодости с Нинон, через ее предательство – к осознанию своего бедственного положения, полному отчаянию (только дружба с Марселем и Анри его спасают), тоске по недоступной возлюбленной, свиданию с ней - лучику надежды и - новой разлуке, теперь навсегда. Из Италии художник вернется победителем - царственно красивым в длинных белых одеждах, известным и преуспевающим мастером. Рауль ищет в театре уже не Нинон ( как в первоначальном либретто). Его влечет к «птичке-невеличке».
Справедливо убрал постановщик и довольно натужную развязку, где финал напоминает мексиканские сериалы: в вечер премьеры девушка узнает, что она дочь графини, похищенная в раннем детстве. И готова сейчас же ехать к матери. За кулисами появляется Нинон, которая говорит, что выйдет вместо нее за на сцену.Зная характер этой коварной женщины, которая от художника перекочевала к министру, от него - к подсидевшему его секретарю, не поверила бы ни одному ее слову!
Имре Кальман писал этот свой последний шедевр (еще его называют «последней венской опереттой») в 1930 году, когда был совершенно счастлив с молодой женой. И потому несчастная любовь (как в первоисточнике-романе и в операх двух великих итальянцев на тот же сюжет) оборачивается здесь счастливой любовью.
«Фиалка Монмартра» считается одной из самых светлых и жизнерадостных оперетт композитора, которому не было равных в «праздничности, нарядности, отточенности мелодики и оркестровки». Как говорит Александр Юрьевич, "это спектакль о молодости.О безграничном желании жить,любить, творить, несмотря ни на какие препятствия".
Главный «оперетточный негодяй» здесь вовсе не страшен (Фраскатти – Анатолий Горевой), а глуп и смешон, что усиливает предельно шаржированный парик. Зато секретарь Ренар (Павел Доронин), вежливый и подтянутый, пугающе современен. «Серый кардинал» за спиной своего бессильного начальника. Новый поворотный круг сцены эффектно вывозит их в сверкающем металлом "лимузине".
Насколько ярко, броско, цветово оформление второго действия, настолько сера, безрадостна, сливается со сценой обстановка мансарды в первом. А ведь это оперетта, не doc.театр! Не хватило мне и танцев, этой стихии Монмартра, вырвавшейся из кофеен на улицы и площади Парижа. Возникало ощущение, что балету тут просто негде развернуться. И если бы оркестр играл немного потише (были проблемы со звуком)…
Но это, так сказать, заметы на полях. Мы получили отличный музыкальный подарок - оперетту, причем классическую, с культовыми мелодиями и ариями, искрящимися пенистым шампанским в хрустале вокала, с бессмертной уморительной сценой директора театра и помрежа (Николай Сухоручкин и Андрей Каленюк), с поэтичной любовной линией, благополучно завершившейся.
«Фиалка» - первая оперетта, поставленная в рамках проекта «Культура малых городов» после трех мюзиклов в Саратовском театре. Название, иметь которое в репертуаре, - большая радость для исполнителей и для нас, зрителей. Так празднично открылся пятидесятый сезон оперетты. И начался фестиваль «От водевиля до мюзикла…», где до 23 ноября много еще чего произойдет.
Ирина Крайнова