• А
  • А
  • А

ЮБИЛЕИ в СЖ и ОПЕРЕТТЕ (САРЫТАУН.АРТ от 26 ноября 2018)

На этом берегу в тот  мой лунный день был большой праздник в честь 70-летия председателя регионального отделения СЖ Лидии Златогорской . Мы услышали  от коллег самые разные  определения    ее  характера и места в сообществе,  от «локомотива», везущего состав , до  доброй, отзывчивой «мамы Лиды». Прозвучала  ностальгическая песенка  на стихи Смелякова про хорошую девочку Лиду. Приехали  коллеги из Москвы и Твери, зачитывали приветственные  телеграммы и адреса    высоких должностных лиц. Конечно, интересней были выступления с выдумкой и юмором.Областное правление СЖ обставило  свой выход в  виде шутливого заседания.Молодые телевизионщики придумали игру, где Лидия Николаевна  стала римским папой… плывущим  в  лодке.Ветеран журналистики  Евгений Саблин прочел собственные   стихотворные строчки. Очень трогательно выглядел выход двух наших фронтовиков, более чем  девяностолетних  Аркадия Александровича Богатырева и  Георгия Васильевича Фролова. Я порадовалась за прекрасных фотографов -журналистов  Игоря  Чижова и Николая Титова, получивших из рук секретаря СЖ России (Наталья Чернышова) высокие награды - Почетные знаки "За заслуги перед профессиональным сообществом".Они вообще похожи  на старинные русские ордена! Лида  и сама щедро раздавала подарки в  свой день. Дарила   и  ставшую  знаменитой Энциклопедию  саратовской журналистики семьям  уже ушедших  от нас коллег.Наконец,  награда нашла  саму  героиню празднества – ей вручена памятная  медаль в честь 100-летия Союза журналистов. Да, локомотив, да, мама Лида. Но в ней до сих пор живет большой любопытный ребенок, которому все  на свете интересно,  до всего есть  дело. А разве любознательность  - не главное наше профессиональное качество? Потому -  участие в  самых различных проектах, изобретение своих ( Златогорская -   неизменный  генератор идей), их успешное воплощение. Ее любимое дитятко Энциклопедия  -    ею выношенный,  ею защищенный проект, увенчавшийся в конце концов Президентским грантом. Харизма  этой женщины безгранична. Убедит кого угодно, если  будет надо… Весь зал  проголосовал, чтобы именно она, Лидия Златогорская  , получила, первая в нашей области, звание  заслуженного журналиста России. А у саратовских  театральных студентов был  еще и   папа, так его называли на том  и на  этом берегу. Исполнилось 90 лет  со дня рождения  большого актера, превосходного режиссера и руководителя, замечательного педагога Георгия Банникова.Я не ходила в Саратовскую оперетту времен упадка.Попала благодаря  солистке Вере Самойловой на «Фраскиту» и  - восхитилась.Это был уже совершенно  другой театр, и играл   по-другому -  искрометно, зажигательно.  На вечере памяти Георгия Петровича  я узнала, что  это была его последняя постановка. Он целенаправленно выводил оперетту из прорыва, учил  вокалистов настоящему драматическому искусству, сам много ставил, полностью  обновил репертуар. Многие современные авторы стремились поставить свои спектакли именно  на  его сцене.  Знали, что это  беспроигрышно.Зал  не  только заполнился  - появились аншлаги. А  началось все с «Дениса Давыдова», роль которого Банников с блеском играл  еще в Смоленске. Эскадрон- не эскадрон гусар летучих, но  лихой их отряд увидели мы  на сцене  в  этот вечер.  Сценарий и постановку за несколько дней подготовил  сын Банникова и Риммы Беляковой,   известный  московский теле -и кинорежиссер Денис Банников. Ведущие спектакля Лариса Комиссарова и Павел Никитин (на сцену  не выходил  больше 30 лет,  но как ученик Банникова-Беляковой, экспериментов  не боится) как бы ждут прихода  Мастера курса - Руководителя театра, обнаруживая его толстенький портфель  то в тюзе ( Георгий Банников начинал  в Астраханском тюзе), то в драме ( привнес  в оперетту  не  только драматическое искусство, но и  некоторые драматические спектакли), то в цирке (дружа с худруком цирка Александром Закировым, перенес цирк на сцену, «приведя» в «Принцессу цирка»жонглеров, клоунов, акробатов,  выступал с этим спектаклем и  в цирке). Тюз,драма, цирк  тепло и весело поздравляли жену, сына Банникова, всех  нас  песнями, капустными сценками.Артисты оперетты дарили  самые  любимые арии  и дуэты Георгия Петровича. Бальзамом   души прозвучала для меня  сценка  из «Белой акации», где знаменитый дуэт с Яшкой Буксиром  чудесно спели, а ,главное, сыграли, Лариса Комиссарова  и Павел Никитин. Впечатлил финал: на сцене вся труппа, до сих пор помнящая своего  Учителя,  божественно прекрасная в своем возрасте   жена и друг Римма Ивановна, их сын,   все   ученики,которые  живут в Саратове или  смогли сюда  доехать, включая худрука театра драмы, музыки и поэзии «Балаганчикъ» Елену Смирнову (шикарно читала Бродского) и худрука Пензенской драмы Сергея Казакова (  классно пел). Воспоминания о  любимом педагоге и режиссере продолжились   за кулисами.  Казалось,  актерам мало   пространство,   отведенное  на  мемуары в новой книге  «Театр как судьба» (составитель Эвелина Зорина). Каждый вспоминал еще какой-нибудь яркий эпизод. Лариса Комиссарова - нештатные ситуации с огненным обручем на сцене: она действительно в него прыгала  под пламенными взглядами худрука. Николай Сухоручкин – свои первые роли: дав ему, солисту балета, маленькую драматическую  роль, худрук благословил его  на новую стезю. Не представляю теперь  Саратовскую оперетту  без большого  комического дара  Николая. Артисты вспоминали, как  незамеченным  приходил  Банников   на спектакли , садился  в окошке осветителя. Но  стоило ему издать характерный  громкий звук, как все оживало  на сцене,   «просыпалось», и темпоритм просто зашкаливал. Как  серьезно и точно он  учил    играть, а не «стоять пнем»  и не «уходить чайником» (забавный жест вокалиста: одна рука  поднята  вперед, другая  отведена назад). Актеров   обожал, подкармливая в голодные  годы, накрывал «поляну» в номере на гастролях,  был чрезвычайно остроумен , всегда  имел в запасе несколько свежих анекдотов, с которыми шел в обкомы и горкомы выбивать своим подопечным квартиры и звания. Душа  компании... о гостеприимстве  этой самой  красивой артистической пары  ходили легенды. Всё  на стол, всё людям. Жил нараспашку.  «Честная мужская дружба. Красивая ,долгая любовь. Память  о родителях. Служение делу. Идеалы  жизни, перенесенные  и на сцену. И обратная связь, когда зритель вставал с комом в горле  и аплодировал  только  что пережитому. Потому что  это  было  настоящим». Это  из книги, от сына Дениса. Это всё о  нем.                                                                                                                                                                     Ирина Крайнова Опубликовано от 26 ноября 2018 года в Интернет-издании САРЫТАУН.АРТ

наверх