• А
  • А
  • А

ЕЛКА ЗА ЕЛКОЙ (САРЫТАУН.АРТ от 25.12.2017 г.)

ТЕАТРЫ САРАТОВА. Новогодние премьеры в оперетте и ТЮЗе Киселева.
 
Сказка за сказкой иначе.
Красавица и дракон
 
Череда елочных представлений просто закрутила, опутала театры и концертные залы своими хороводами. А без хоровода и песенки про елочку и Новый год не Новый год. Как только бедные дети жили без нее 115 лет назад (текст песенки появился в 1903 году, а мелодия к ней – и того позже)?! Новогодние премьеры, и всегда-то интересные, нынче хороши своими литературными текстами. Ведь в афише – имена Алексея Толстого и Шарля Перро, Даниила Хармса и Астрид Линдгрен…
Так что я только хожу с одной елки на другую, как ходила в детстве, когда жила в Ленинграде, вокруг были театры, один другого лучше, а интермедии перед началом представлений мало в чем уступали основным текстам. Первой моей «елкой» в этом сезоне была «Спящая красавица» в Саратовской оперетте. Мюзикл-фэнтези Вадима Тура поставлен режиссером Ольгой Скляровой по культовой французской сказке и меньше известной стихотворной версии Василия Жуковского. А был когда-то настоящий поэтический турнир с Пушкиным в Царском Селе, благодаря чему мир честной узнал волшебнейшую «Сказку о царе Салтане» и очень даже хулиганскую «О попе и его работнике Балде». Жуковский же написал « Сказку о Царе Берендее» и «Спящую красавицу».
Современный композитор, автор известного мюзикла («Сказка о глупом мышонке»), положил на музыку легкие, певучие строки учителя самого Пушкина в поэзии. Древней легендой веет от знаменитого сюжета в версии Жуковского: « Много было смельчаков/(По сказанью стариков),/В лес брались они сходить,/Чтоб царевну разбудить;/Даже бились об заклад./И ходили - но назад/Не пришел никто. С тех пор/В неприступный, страшный бор/Ни старик, ни молодой/За царевной ни ногой.
Мотивы русского фольклора, а также джаза, рока, хип-хопа и даже рэпа, органично один в другой переливаясь, образуют единое целое, яркое действо в духе модных нынче фэнтези. Потому как сон Царевны (прелестная голубоглазая девочка Марины Фроловой) охраняет страшный Дракон современных сказок (какой-то ребенок в первом ряду закричал при виде его), и спасает ее не прекрасный принц, а закованный в железо и кожу байкер-рокер с фонариком на груди (Павел Доронин).
Но это небольшое допущение автора мюзикла (и Жуковский перенес действие не на сто, а на триста лет вперед), не отступившего, в основном, от сюжета поэмы, где Король превращен в милого простодушного Царя Матвея (Анатолий Горевой), Злая Фея – в вездесущую Ведьму (Наталья Карамышева), появляется и Старик, похожий на древнего волхва (Николай Сухоручкин). Он словно колдует и пророчит одновременно, бродя по залу. Слышим мы и сладкозвучные «преданья старины глубокой» от самого Баяна (Михаил Крещиков).
Начало новой сказки впечатляюще: «Одинокий луч света выхватывает из темноты силуэт пряхи. Она закачивает свою работу, делает магический пас веретеном…и пространство раскалывается пополам…».
Поединок Ведьмы-Пряхи и Доброй Чародейки (Ирина Лесных) интересно решен и пластически. Как всегда в нашей оперетте, очень к месту танцы (балетмейстер Владимир Ломакин), они добавляют устойчивый аромат в коктейль различных музыкальных стилей и литературных источников. Народный элемент костюмов и цветных шнуров (декорации) Елены Шибаровой акцентируют «фолк» еще одной нотой. Мы словно попали на большую-большую коляду, которую разыграли актеры в долгую зимнюю ночь. Праздник славян начинался на Святки, 25 декабря, и продолжался до 6 января. Колядные песни, игры и пляски сменяли друг друга непрестанно.
Как въедливый рецензент, я не могла не заметить, что добрых фей в сказке Перро всего 7 (восьмой не хватило золотого столового прибора, и она смертно обиделась), у Жуковского их 11, на сцене оперетты – только 5. Тогда ни к чему бы строки, что у «царя двенадцать блюд,/Драгоценных, золотых,/Было в царских кладовых;/Приготовили обед;/А двенадцатого нет»… Не одна я – ребятишки заметили. До 10 считать умеют и совсем-совсем маленькие.
Общий для всех момент: попортившая всем кровь Ведьма радостно поет финал вместе со счастливой парой молодых. И так везде. В «Балангачике» это делает мерзкая Крыса Шушара. В драме – Снежная Королева моментально «перековывается». Убеждаем детей, что все «понарошку»? Было бы логичней, если б силы зла убирались подобру-поздорову… до следующего Нового года.
(статья приводится в сокращении)
Ирина Крайнова // САРЫТАУН.АРТ от 25.12.2017 г.
Опубликовано: https://irin-krainov1.livejournal.com/280984.html
наверх